[ И. Сироткин ]

— Сэнсэй, ваши методики обучения каратэ несколько отличны от общепринятых...
— Я понимаю ваш вопрос; это происходит по нескольким причинам. Во-первых, каждый
человек должен научиться на все 100 % использовать свои индивидуальные
особенности, такие как рост, вес, темперамент, характер, переложив их на технику
каратэ, сделав её своей второй натурой. Развиваясь многими поколениями мастеров,
каратэ стало идеальной системой самовоспитания и самозащиты, но очень важно
уметь извлечь эти правильные знания, а не уйти в сторону от истинного пути. Если
Вы научились слушать себя и доверять своим ощущениям, не ломать своё здоровье, а
укреплять его, то вы не собьётесь с пути. Достигнув первого дана, человек должен
понимать, как использовать знания и технику, которые он изучал, и, опираясь на
них, идти дальше. Каратэ сётокан — глубоко, научно и содержит ответы на все
вопросы, но важно, во-первых, задать их себе, а во-вторых, найти правильный
ответ. Я изучаю каратэ долгие годы, уже стал профессором, поэтому в преподавании
сётокан опираюсь на собственный опыт.
— Что вы можете сказать об огромном количестве стилей современного каратэ?
— Это нормальное явление, продукт эпохи. Многие мастера каратэ своё видение
предмета хотят назвать иначе, чем раньше, но на суть это мало влияет, если в
основе лежит действительно реальное понимание боевого искусства. Я считаю, что
основных стилей всего четыре: ситорю, годзюрю, вадорю и сётокан; все остальные
лишь производные от них. Более того, я рекомендую всем, достигшим 5-го дана в
одном стиле, анализировать и изучать аналогичные ката в других стилях, чтобы
иметь более широкое представление о трансформации техники. Например, ката бассай
имеет множество вариантов во многих стилях, сильно отличающихся друг от друга,
но в начале был один бассай мастера Мацумура, его ученики составили свои версии
и, изучая их, можно сделать массу открытий, которые улучшат вашу технику и
понимание каратэ. Я знаю практически все ката годзюрю и ситорю, и эти знания не
кажутся мне лишними.
— Наверное, поэтому в некоторых организациях сётокан официально включили ката
сэйпай и сэйэнтин?
— Да, но в сётокан они выполняются иначе, чем, скажем, в годзюрю. На мой взгляд,
там очень неестественное дыхание и напряжение, которое может способствовать
развитию различных заболеваний из-за неправильной циркуляции крови. Поэтому в
версиях сётокан мы отказались от этого, и ката выглядят гармоничнее.
— А как вы относитесь к тому, что в организации сэнсэя Асаи разработан целый ряд
новых ката, таких как хатимон...
— В традиционных ката сётокан многие комбинации выполняются лишь в правую или
левую сторону, многие удары и блоки базовой техники в них никак не отражены.
Учитывая всё это, сэнсэй Асаи разработал ряд новых ката, которые развивают тело
человека симметрично и равномерно, учат его использовать большой арсенал базовой
техники. Я тоже знаю все эти ката, и мы изучаем их в рамках IJKA. Хатимон учит
использовать в атаках и защите две руки, завтра на тренировке я его обязательно
покажу, чтобы вы сами почувствовали для чего он нужен. В переводе с японского «хатимон»
означает «восемь ворот» и учит действовать в восьми направлениях.
— Правда ли, что в эти ката вошли элементы кунфу, которые сэнсэй Асаи изучал на
Тайване у брата своей супруги, большого специалиста в этой области?
— Возможно, это так, но помимо этого сэнсэй Асаи изучал древние ката окинавского
каратэ, перенимая и эту технику. В сётокан есть ката унсу (руки-облака); сэнсэй
Асаи в дополнение к ней создал ката суйсю (руки-вода), передающую стихию воды, и
ката касю (руки-огонь), иллюстрирующую стихию огня. Есть у него и три ката
какуёку, имитирующие боевые действия журавля. Кроме того, им реанимировано ката
мэйкио нидан, второе из трёх ката мэйкио, известных на Окинаве как рохай.
К сожалению сэнсэй Асаи из-за проблем со здоровьем плохо переносит перелёты,
поэтому с его техникой знакомить людей приходится нам, но в его исполнении они
просто великолепны, он напоминает живой вихрь, не смотря на свой преклонный
возраст.
— Вы поддерживаете с ним хорошие отношения?
— Да, конечно, наши отношения тесные и дружеские, так же как и с сэнсэем
Канадзавой. В своей организации я принимаю экзамен только до 4-го дана.
Кандидатов на 5-й дан я отправляю к сэнсэю Канадзаве, а на 6-ой — к сэнсэю Асаи.
— Что Вы можете сказать о латвийском сётокане?
— Вы хорошо занимаетесь и любите учиться — это очень важно. Я с удовольствием
занимаюсь с вами, мне нравится ваш настрой, поэтому я готов дать вам все знания,
которыми владею сам. Всё, что отдаёшь, возвращается; всё, что прячешь,
пропадает. Я приглашаю всех вас в Англию, вы будите жить в моём доме и
тренироваться столько, сколько захотите.
— Большое спасибо! Мы постараемся воспользоваться Вашим приглашением!


