
Сэнсэй Каназава был вторым, кто закончил инструкторскую программу JKA, и
многие считают его одним из самых искусных бойцов. Сформированное в результате
строгой и тяжелой практики, его тело отражает десятилетия упорных занятий
каратэ. Масатоси Накаяма использовал его технику в качестве модели для
классической книги «Динамика Каратэ», Канадзава — пример мощности каратэдо на
высочайшем уровне.
После преподавания каратэ на Гавайях и в Великобритании Канадзава принял решение
создать свою организацию — Международную федерацию сётокан каратэ-до (SKIF).
Говорят, что, занимаясь только у настоящего мастера, можно понять каратэ.
Хирокадзу Каназава — один из тех редких учителей, кто обладает способностью
передавать младшим поколениям как духовную, так и физическую сущность этого
искусства.
— Многие занимающиеся каратэ считают вас мятежником. Почему?
— Я не знаю. Каратэ, которое я преподаю, является продуктом более чем тридцати
лет духовных и физических исследований в области применения боевых искусств.
Возможно, из-за моего увлечения тай чи и кобудо некоторые каратисты смотрят на
меня иначе. Также благодаря моему личному восприятию каратэ я преподаю для всех,
не только для молодых и сильных. Для меня каратэ не имеет предела. Я всегда
говорю, что каратэ является формой самоуправляемого терапевтического массажа.
Это не просто вид спорта.
— Как вы начали заниматься тай чи?
— Во время моего пребывания на Гавайях, но занятия не носили регулярный
характер. Позже я встретил г-на Янга, члена клана Янг, практикующего тай чи. Это
очень известный человек, и, вероятно, его организация является лучшей в Японии.
Я познакомился с ним, когда вернулся в JKA для изучения каратэ. Мне показалось,
что он занимается каким-то другим видом боевых искусств, но он не сказал мне
чего-либо. Потом оказалось, что он был мастером тай чи. Я начал заниматься у
него в 1957 году и до сих пор не перестаю.
— У вас есть квалификация в тай чи?
— В тай чи Янг существует лишь 7 степеней, и у меня высшая. Я получил
эту квалификацию много лет назад.
— Помогло ли вам тай чи развиться и лучше понять ваше каратэ?
— Я не занимаюсь тай чи не ради самого тай чи, а для каратэ. После
начала занятий я начал понимать, как охранять и укреплять здоровье, разум и дух.
В самом начале тай чи было для меня очень сложным, я не мог избавиться от
перенапряжения и заставлял себя расслабить все мышцы. Знаете, я пытался
совместить тай чи с каратэ, что неправильно. Этот тип тренировки очень важен в
каратэ, но лишь в случае 50–60 ударов в полную силу каждой рукой. Очень важно
развивать мощь, скорость и кимэ. Я помню, как вывихивал свои суставы на
занятиях. Однажды я пошел к доктору, который заживил все травмы и перебинтовал
мои руки! Мой сэмпай пинком вышвырнул меня из додзё!
— Вы изменили каратэ, что преподаете?
— Нет, но я пытался вернуться к его корням. Не у кун фу, а к кон фу. Кон фу — оздоровительные упражнения для разума и тела. Дарума разработал
дзен-упражнения для развития внутренней силы. Это очень тяжелая тренировка, и
ученики не должны останавливаться, иначе они никогда ничего не поймут. История
знает примеры, когда оздоровительные упражнения использовались в качестве
самообороны. Я не изменял каратэ, а просто держал его в рамках исторических
традиций.
— Почему многие каратисты сталкиваются с проблемами в поясничном отделе
позвоночника?
— Главная причина — недостаточное внимание к своему здоровью.
Большинство занимающихся ограничивают заботу о себе во время тренировок.
Необходимо принимать соответствующие меры предосторожности задолго до
возникновения проблемы. Занимаясь каратэ, как машина, без надлежащего
расслабления, правильных положений и дыхания, можно вызвать проблемы. Вот почему
мое каратэ является комплексом упражнений для восстановления и поддержания
здоровья. Каратэ должно улучшать здоровье, а не вредить ему.
— Что вы думаете о включении каратэ в программу Олимпийских игр?
— Спорт хорош до тех пор, пока расценивается как развлечение, которое
всегда можно оставить, чтобы вернуться к будо каратэ. Сами по себе соревнования
вредят искусству, т.к. приводят к недопониманию. Спорт открыт и доставляет
удовольствие. Заниматься же каратэ далеко не всегда приятно, поскольку всегда
трудно делать правильные вещи. Каратэ занимаются для себя. В спорте мы побеждаем
соперника, в каратэ — самого себя. В будо хороший исполнитель ката должен быть
хорошим бойцом. Для реализации духа будо необходимо быть хорошим как в ката, так
и в кумитэ — обе стороны должны быть изучены. Очень важен баланс позитивного и
негативного. Хорошие вещи всегда приходят парами. В спортивном каратэ каждый
может быть хорош только в ката или кумитэ. Ката должны производить впечатление
судей, но в то же время не может быть изменена эстетика для создания декораций.
— Считаете ли вы, что для изучения каратэ очень важно поехать в Японию?
— Не для техники, а для философии, отношения и духа.
— Какие пункты преподавания являются наиболее важными для вас?
— Дыхание, перемещения и своевременность, но все же дыхание в первую
очередь. Первое, что мы делаем в этом мире, это дышим; но 90 процентов населения
не знает, как дышать правильно. Есть дышать неверно, тело и разум будут также
работать плохо. Существует очень сильная взаимосвязь. Контролируя свой дух
дыханием, вы должны всегда думать и пытаться изучать этот жизненно важный
аспект, т.к. дыхание является центральной частью жизни. Я всегда выделяю
философский и оздоровительный аспекты каратэ, а также пытаюсь объяснить причины,
стоящие за техникой. Например, когда я преподаю цуки, я не демонстрирую удар на
ком-либо, я связываю движение с животом человека, его центром. Я объясняю, что
во время цуки необходимо держать голову прямо, т.к. это восстанавливает здоровье
благодаря доставке в клетки головного мозга крови, обогащенной кислородом.
Используя правильное дыхание, хара, концентрация и удар создают небольшую
вибрацию в позвоночном столбе, который связывается с мозгом и производит эффект
массажа. Помните, что базовые движения должны благоприятно сказываться на
здоровье; в противном случае они причиняют вред жизни человека. Я могу привести
пример. Исполнение фумикоми в ката тэкки изгибает основание позвоночника,
являющееся нервным центром, стимулирующим внутренние органы. Двести лет назад
быть буши было нормально. Это значило быть сильным, не заботься о своем здоровье
и о чем-либо другом, т.к. были постоянные бои на смерть. Каждый должен был быть
сильным и не бояться столкнуться лицом к лицу с повседневной жизнью. Теперь
многое изменилось в обществе, и гораздо важнее быть здоровым как физически, так
и душевно. Мы должны быть дружелюбны, сохраняя при этом дух бусидо.
— Изменило ли понимание дыхания вашу физическую технику?
— Да. В самом начале я не уделял должного внимания дыханию,
придерживался силового стиля, что вполне естественно для молодого человека,
поскольку в этом возрасте много силы. Однако со временем я понял, что победить
можно, используя лишь 60 % мощности; нет необходимости использовать 100 % , если у
вас хорошая техника. Если я использую 60% правильно, оставшиеся 40 % я беру у
своего противника и использую против него, и в итоге 100 % приведут к большим
повреждениям. Этот метод является результатом моего изучения тай чи.
— Изменили ли вы базовую технику каратэ?
— В действительности, нет. Хотя мой цуки претерпел некоторые изменения
по сравнению с молодыми годами, но это случилось подсознательно. Я не думал об
этом, все развилось само собой. Сейчас у меня двойное кимэ: физический фокус и
скоростной фокус, который дает больший шок. Я не осознавал того, что делал, до
тех пор, пока мне не указал на это Мацуда Рюти, очень известный мастер китайских
боевых искусств. Он упомянул, что мой удар используется в китайском кэмпо, но я
и не подозревал об этом. То же самое случалось и с другими аспектами. Например,
многие считают, что я изменил ката, но я никогда не делал этого. После пяти лет
занятий ката два человека могут исполнять одно и то же движение и выглядеть со
стороны одинаково; однако после десяти лет возникают различия. Они могут думать,
что делают одно движение, но, поскольку их тела, темпераменты и мысли различны,
вполне естественно, их ката будут отличаться.
— Как вы относитесь к видам спорта а-ля «полный контакт»?
— Существуют школы, где занимающиеся сразу же начинают практиковать
свободный поединок. В этом случае ожидается быстрый рост, но никак не высокий
уровень. Дело в том, что, если не в полной мере освоить базовую технику, станет
невозможным достичь высочайшего уровня в боевых искусствах. Многие не понимают
назначения и применения базы. Знаете, каратэ «в полный контакт» похоже на
западный бокс: что-то хорошо, что-то — не очень. Если вы молоды и сильны, то это
очень хорошо для вас, однако, для пожилых людей и детей это не так хорошо. Кихон
представляет собой базовую технику, а ее тщательная отработка научит ваше тело
сразу понимать, что требуется в реальном поединке. Идея в том, чтобы слить
воедино тело и разум. Важно уметь исполнять движения, не задумываясь о них. Это
и есть главное значение и цель кихона.
— Вы в прекрасной физической форме. Как вы тренируетесь?
— Если бы я тренировался столько, сколько того желаю, то был бы в
гораздо лучшей форме. Но иногда это невозможно из-за встреч, посетителей,
бизнеса и т.п. Я считаю, что хороший каратист должен развивать как тело, так и
ум, поэтому я учусь и много читаю. Это дает занимающемуся очень сильное качество
— сбалансированный характер. Как и в еде, я думаю, что многое зависит от
отношения. Если вы едите что-либо и думаете, что это нехорошо для вас, то ваш
организм не станет усваивать это соответствующим образом. Если же вы едите с
мыслью, что это здорово для вас, то получите что-то позитивное из этого. Я также
думаю, что хара помогает организму лучше усваивать пищу.
— Занимаетесь ли вы в тренажерном зале?
— Нет, но это может быть полезным для других людей. Существует отличный
тренировочный инвентарь, но важно знать, как им пользоваться. Очень важно
понимать, что с возрастом тело меняется, и мышцы теряют силу. Невозможно всегда
быть физически сильным. С определенного момента необходимо начать развивать силу
внутренних органов. В пожилом возрасте энергия духа составляет ваше каратэ.
— Вы упоминали, что в кумитэ очень важно гармонировать с противником. Что
это значит?
— Я знаю, это очень трудная для понимания концепция, поскольку
занимающийся должен испытать это на себе. Основная идея — установить гармонию с
самим собой, дыханием, движениями, энергией. Это приведет к гармонии с
противником. В этом виде гармонии ваш противник не сможет найти хорошую
возможность для атаки, ему будет очень сложно одолеть вас. Только тогда вы
будете способны использовать и комбинировать сэн но сэн и го но сэн. Вы должны
работать в гармонии с противником, а не против него.
— Что бы вы посоветовали занимающимся каратэ?
— Я бы хотел видеть, как они работают над пониманием настоящего духа
каратэ — контролем дыхания и развитием хары. Это очень сложно описать словами,
но можно найти и испытать на себе. Моя философия — быть искренним по отношению к
себе и другим. Я могу откровенно сказать, что ничего не боюсь, даже смерти; я
говорю об этом без большого мнения о себе. Я просто делаю все, чтобы умереть
удовлетворенным. Я считаю, что причина, по которой люди так боятся смерти,
заключается в том, что они желают завершить многое несделанное, они чувствуют
свою жизнь неоконченной. Соревнования — это неплохо, но занимающийся должен
понять, что это больше, чем просто спорт. Обычно участники разочаровываются,
когда проигрывают, но они ничего не понимают кроме этого, что победа — это все.
Такие люди очень опасны для общества, т.к. кроме себя они никого не уважают.
Если вы уважаете противника, то никогда не начнете войну против него. Все
связано с каратэ. Настоящее будо полезно для общества.
— У вас есть секреты в каратэ?
— Единственный секрет — упорные тренировки. Когда я начинал заниматься,
первый год включал в себя много бега. Додзё в университете Такусёку было так
мало, что проигравший забег устранялся из класса! Это строило дух. Вы должны
понимать, что истинная цель тренировок — совершенствование искусства каратэ;
каждый должен развивать настойчивость, терпение и воображение, чтобы продолжать
занятия после взлетов и падений в додзё. Это и есть истинный дух каратэ.

© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2005