
Скотт Лэнгли является единственным «неяпонцем», успешно окончившим
двухгодичные инструкторские курсы JKS. Это невероятное явление, т.к. каждый, кто
тренировался в Японии, знает, что переживает кэнсюсэй. Кроме того, Скотт
является экс-чемпионом мира, мастером мирового класса, а также настоящим
джентльменом, носителем истинного духа каратэдо. На данный момент он работает
техническим директором JKS Великобритании и Ирландии, постоянно преподает каратэ
как на родине, так и за рубежом. Он очень помогает администрации JKS Новой
Зеландии, и я бы хотел опять поблагодарить Скотта за его готовность дать это
интервью.
— Когда вы начали заниматься сётокан каратэдо, и кто из инструкторов повлиял
на вас больше всего?
— Я начал тренироваться, когда мне было 11 лет. Я думаю, мой первый клуб был
членом Союза каратэ Великобритании, но не уверен. Моя семья тогда только
переехала из Ливерпуля в Западный Йоркшир, и друг моего отца был обладателем
черного пояса. До отъезда из Ливерпуля я занимался джиу-джицу, поэтому хотел
продолжить занятия боевыми искусствами. Я прозанимался около шести месяцев перед
тем, как мы опять переехали из Западного Йоркшира в Северный, где я повстречал
Ховарда Милсона. У него был 5-й дан, и в середине восьмидесятых он был
невероятным, очень талантливым учителем. Он сочетал в себе чувство юмора,
отличные методики и идеальную технику. Я все еще пытаюсь быть похожим на него.
Его учителем был Като. Потом я поступил в Университет Киили, в 15 км от которого
располагалось додзё сэнсэя Садасигэ Като. Я тренировался у него в течение 4 лет,
и он также сильно повлиял на меня. Он — гений каратэ. Некоторые инструкторы
известны благодаря своей технике, другие — благодаря боевому духу. У сэнсэя Като
было и то, и другое, хотя настоящий его талант заключался в преподавании. Он
может взять любую технику и так извратить ее, что заставит вас переосмыслить
концепцию того, что казалось простым. У него был удивительный дар.
— В чем технические различия между JKS и IJKA?
— Их нет.
— Насколько мне известно, чемпионат мира JKS официально включает в себя
чемпионат IJKA. Кажется, существует неразбериха о связи между JKS и IJKA. Что вы
можете сказать на этот счет как человек, который длительно тренировался в обеих
организациях?
— Этот вопрос является политическим; тем не менее, я попытаюсь ответить честно.
JKS является одним из правопреемников JKA группы Асаи. В 1999 году эта группа
потерпела поражение в суде, и поэтому мы были вынуждены изменить название на JKS.
Открылось новое додзё и начались занятия; я и Инада были первыми занимающимися.
С тех пор JKS стала расти по численности и качеству, и в наших додзё появилось
несколько чемпионов мира. История IJKA несколько более красочна. В середине
девяностых появилась неразбериха, когда JKA-Асаи в европейских странах
представляли по две или более организаций. На тот момент Като-сэнсэй был главным
инструктором в Европе. Тем не менее, в 1995–1996 годах другие группы стали
вступать в JKA-Асаи и приглашать таких инструкторов, как Микио Яхара, Кэйго Абэ,
Йосикадзу Суми и многих других. Тогда в конце 1996 года группа сэнсэя Като
назвала себя IJKA. Насколько я помню, это было сделано на случай проигрыша в
суде и невозможности дальнейшего использования торговой марки и имени JKA. Это
не стало востребованным, и мы продолжали заниматься. Летом 1997 года я
отправился в Японию и нашел для себя, что группа Тэцухико Асаи продолжала
называться JKA вплоть до 1999 года. Как я предполагаю, в середине девяностых
назрело глубокое разделение внутри организации. Я могу ошибаться, но некоторые
члены JKA не хотели видеть сэнсэя Като главой JKA в Европе, т.к. у него было
мало союзников в Японии, и в результате он был исключен из JKA. У сэнсэя Асаи
были очень близкие отношения с сэнсэем Като, и он не захотел обрывать связь с
ним и его организацией. И поэтому Асаи учредил IJKA, организацию абсолютно не
зависящую от JKS, и позволил Като возглавить IJKA в Европе. В итоге мы наблюдаем
постоянные баталии между членами IJKA и JKS в Европе. Ни один сэнсэй из хомбу
додзё JKS не будет преподавать в додзё IJKA, но большинство членов IJKA все еще
наивно верят, что их организация является правопреемником JKA, т.к. сэнсэй Асаи
время от времени проводит технические семинары для них. К счастью, все больше и
больше членов IJKA начинают разбираться в ситуации и работают напрямую с JKS и
Японией. Надеюсь, эта аномальная ситуация будет продолжаться недолго.
— Как первый и единственный «неяпонец»-выпускник двухгодичных инструкторских
курсов JKS (яп. кэнсюсэй кэйко) не могли бы вы рассказать нам о типичном кихоне
во время ежедневных тренировок? Во время тренировок в Японии я нашел кихон очень
четким и определенным, не таким, какой мы часто наблюдаем на западе. Был ли
кихон на инструкторских курсах стандартным, последовательным в изучении? Какие
базовые техники составляли вашу типичную тренировку?
— Я был первым, кто окончил курс кэнсюсэй/сюгёсэй JKS (сюгёсэй — это
кэнсюсэй-иностранец). Мы не остаемся в Японии для преподавания в хомбу додзё,
поэтому нас называют сюгёсэй. Тем не менее, курс обучения JKA до меня прошли
Ричард Эймос, Пемба Тамон, Малькольм Фишер (его лишили лицензии) и Леон. Я был
пятым. Тренировка базовой техники всегда начиналась перед зеркалом: 50–100 гьяку
дзуки (каждой рукой), 50–100 маэ гэри (каждой ногой) и около 50 йоко гэри каждой
ногой. Затем — в движении: 10 раз туда и обратно по додзё с максимальной
скоростью и силой. Кроме ои цуки в течение 45 минут мы непрерывно делали
незамысловатые комбинации: например, агэ укэ + гьяку дзуки, маэ гэри + ои дзуки,
сюто укэ + нукитэ. Затем — свободные комбинации; каждый из нас называл
комбинацию, и мы выполняли ее 10 раз на счет. Обычно это были простые
упражнения, состоящие из 2–3 техник, т.е. кидзами дзуки + гьяку цуки или гьяку
дзуки + маваси гэри + гьяку дзуки. Потом следовали кумитэ и ката.
— Сколько раз вам приходилось тренироваться с членами клуба каратэ
Университета Тэйкио? И почему, на ваш взгляд, эта команда является лидером на
чемпионатах по версиям JKS и JKF? Например, Хидэто Цутия является чемпионом JKF
в ката, а ваш товарищ по курсам кэнсюсэй Ясухиса Инада — чемпионом мира в кумитэ
до 70 кг...
— Мы много раз тренировались вместе. В первый год обучения я должен был пройти
осенний семинар с ними, а также они частенько появлялись на инструкторских
тренировках. Хорошие, молодые, очень смелые ребята.
— Почему, по-вашему, они добиваются таких успехов на соревнованиях?
— По двум причинам: первая — обучение под руководством сэнсэя Кагава, вторая —
жесточайшие тренировки. В Тэйкио никому не дозволено сачковать. Первый набор
может состоять из национальных чемпионов среди юниоров и начинающих, но все они
находятся в одинаковых условиях, тренируются вместе, и всех ожидают одинаковые
последствия в случае, если занятия не дают результатов. Режим очень строгий, и
мне часто не верилось, какому давлению со стороны сэнсэя Кагава подвергались эти
молодые, невинные ребята, и как они могли терпеть все это в течение долгих лет.
Тем не менее, они могли свободно уйти в любое время, но те, кто выдерживали
испытание, становились лучшими каратистам Японии.
— Как часто сэнсэй Кагава проводит занятия в Университете Тэйкио?
— Около 3–4 раз в неделю. Также 5 раз в неделю он проводит занятия для
инструкторов, 2 раза в неделю — для обычных членов хомбу додзё, и, кажется, один
раз — для военных.
— Вы становились чемпионом мира JKA в ката. Какое ката является для вас
любимым (токуй), и как, на ваш взгляд, ката влияет на кумитэ и самооборону?
Будете ли вы принимать участие в чемпионатах мира JKS? Если да, то в ката или
кумитэ?
— Мои любимые ката — сотин и унсу. Когда я выиграл чемпионат мира, я исполнял
унсу, хотя в данный момент я нечасто занимаюсь им; что-то пытаюсь исправить. Я
собираюсь участвовать как в ката, так и в кумитэ на будущих соревнованиях JKS. Я
считаю, что ката позволяет изучить биомеханику. Многие люди делают упор на
применение ката, бункай. Бункай имеет место быть, но мне кажется, зачастую
многие не понимают сути этого вопроса. Иногда гэдан барай — это просто
гэдан барай, не более. Я прочел множество статей о скрытом значении и применении
хэйан ката, но хэйан ката — это всего лишь тренировка самого по себе ката.
Значение первого гэдан барай в хэйан сёдан — не блок против маэ гэри или атаки
палкой и даже не нагаси укэ и следующий за ним гэдан тэтцуи. Это всего на всего
способ изучения правильного выполнения блока гэдан барай. Настоящее значение —
изучение правильной работы бедер, своевременности, кимэ и распределения веса
тела. Тем не менее, прошу понять меня правильно. Я считаю, что ката имеет
применение. Иногда очень занятно искать различные применения движений в ката, но
этот поиск не должен затмевать собой технику. Поэтому, если мы считаем, что ката
является изучением биомеханики, тогда можно говорить, что у ката существует
прямая связь с самообороной и кумитэ. Мы не сможем что-либо сделать, не понимая,
как использовать тело. Чем больше мы понимаем, тем больше мы можем сделать.
После серьезного изучения сами по себе техники становятся бессмысленными, и мы
остаемся с тем, с чего начинали: две руки, две ноги, голова и туловище.
Благодаря каратэ мы начинаем понимать, как правильно использовать наше тело в
любой ситуации. Мы больше не защищаемся при помощи агэ укэ и не атакуем при
помощи ои цуки, мы просто действуем и реагируем своим телом. Я думаю, это
достаточно многословный способ объяснения того, что изучение ката на самом деле
очень важно для понимания самозащиты и кумитэ. Я считаю, мы должны тренироваться
в надежде на то, что наши занятия в итоге станут бессмысленными.
— Преподаете ли вы ката, придуманные Асаи, у себя в Ирландии? Если да, то
какие именно? Я, например, предпочитаю их обычным ката сётокан. Можете ли вы
объяснить читателям, в чем ценность этих ката как дополнения к широко
распространенным 26-ти ката сётокан?
— Да, иногда я преподаю ката дзюнро сёдан, гьяку дзуки но ката, хинотэ, мидзунотэ и мэйкио нидан. Причина, по которой я делаю это, — необычный способ изучения
биомеханики. Я никогда не прошу своих учеников запоминать эти ката; я прошу их
запомнить уникальный способ изучения, как использовать свое тело. Тем не менее,
я даю эти ката только коричневым и черным поясам.
— Верите ли вы, что пять ката дзюнро в будущем станут обязательными на
соревнованиях JKS? Например, во втором кругу соревнований, между ситэй гата (хэйаны
и тэкки сёдан) и сэнтэй гата (бассай дай, эмпи, дзион, канку дай)...
— Надеюсь, что это не случится. Люди должны концентрироваться на изучении ката
сётокан.
— Нам очевидно повезло иметь сэнэся Асаи главным инструктором, а сэнсэя
Кагава техническим директором. Как эти два мастера повлияли на вашу технику
каратэ?
— Я больше подвергся влиянию сэнсэя Кагава. У него совершенная техника, и я хочу
быть таким же, как он. Он научил меня правильно тренироваться, у меня была
возможность понять, как постоянно расти и самосовершенствоваться, он показал
мне, как найти свой путь. Сэнсэй Асаи — необыкновенный мастер; тем не менее, он
очень отличается от других. Мне нравится учить у него ката, и я надеюсь, у меня
будет еще шанс позаниматься с ним.
— Каждый понедельник между занятиями в хомбу додзё сэнсэй Кагава толкает
тяжести. Он упорно тренируется со всеми во время занятий, а когда все отдыхают,
он продолжает работать! Занимаетесь ли вы с тяжелыми снарядами, и если так, то
какие упражнения вы бы посоветовали другим?
— На самом деле я не люблю заниматься с тяжелыми предметами. Я довольно крупного
телосложения и достаточно мускулист от природы, японцы же — нет. Поэтому я не
занимаюсь с весами, тогда как люди с небольшой массой (например, Инада)
стараются стать немного больше. Если вы собираетесь заняться этим, я рекомендую
множество повторений с небольшим весом. Тем не менее, я много занимаюсь с
эспандерами. Этот вид тренировки отлично развивает скорость и судорожное
сокращение мышц; отрабатывая технику с эспандерами, вы развиваете специфические
группы мышц, необходимые для той или иной техники.
— В прошлом году, когда я жил и тренировался в Японии, все старшие
инструкторы штаб-квартиры JKS рекомендовали мне ваши занятия, оценивали ваши
превосходные способности и настоящий характер. Что, на ваш взгляд, является
основой структуры тренировки, и что отличает инструктора мирового класса от
других?
— Я думаю, очень важно быть естественным: во время занятия необходимо показывать
свой характер и передавать его ученикам. Сэнсэй должен понимать, что
преподавание — это его взаимоотношение с учениками, не только управление ими.
Если вы даете все, ученики не смогут усвоить этот материал к концу дня; вот
поэтому хороший сэнсэй должен стремиться получать отдачу от учеников. Лично я
считаю, что для учителя очень важно как показывать, так и упорно заниматься
вместе с классом. На тренировках я потею не меньше своих учеников. Я не могу
просить других о том, чего сам не могу сделать.
— Сейчас вы живете в Ирландии и являетесь техническим директором JKS
Великобритании и Ирландии. Нравится ли вам путешествовать по таким странам как
Новая Зеландия и Австралия и делиться знаниями с членами JKS/IJKA? И чего можно
ожидать от участия в семинаре под вашим руководством?
— К сожалению, я не преподаю каратэ в додзё IJKA. С тех пор как я вернулся в
Европу, определенные члены IJKA делали все, чтобы порушить мою карьеру и
репутацию. Я знаю, это политический вопрос, но я должен защищаться, и мне не
хотелось бы узаконивать их позицию, поддерживая их додзё. Тем не менее, я люблю
преподавать в других додзё. С тех пор как я покинул Японию, я много преподаю в
Европе, Америке и наслаждаюсь каждой минутой. Обычно это додзё JKS, JKA и
независимых групп. Моя работа доставляет мне огромное удовольствие. А чего можно
ожидать от семинара со мной?.. сложно ответить. Самый важный урок, который я
получил от сэнсэя Като, — это развивать свои собственные идеи. Я очень горд
своими методиками, т.к. они на 100% мои. Часто я тренировался с инструкторами,
являющимися копиями своих инструкторов. Их методы — это всего-навсего повторение
известных упражнений, и я ненавижу этот ленивый тип преподавания. Когда я
преподаю, то стараюсь дать хорошее традиционное каратэ сётокан, используя
собственные идеи, упражнения, методики. Если бы я просто копировал занятия
сэнсэя Кагава, то напрасно бы тратил время своих учеников. Если они хотят, то
могут просто пригласить сэнсэя Кагава и получить оригинал. Если люди приглашают
меня, я даю им свои идеи и методики, потому что, в конце концов, они за это
платят.
— И, наконец, каковы ваши будущие цели в каратэ? Есть ли то, что вы хотели бы
пожелать читателям?
— Мои будущие цели? Достичь здоровой неуверенности в моем личном каратэ. Это тот
способ, что помогает мне становиться сильнее и лучше. Последнее, о чем я стану
думать, это то, что я чего-либо достиг. Я всегда смотрю вперед и не оглядываюсь
назад. Читателям я хотел бы сказать три вещи. Первое, спасибо, что дочитали
интервью до конца; надеюсь, я еще не надоел вам. Второе, каратэ — это
максимизация эффективности нашего тела; это не изучение техники, техника просто
ведет нас к этому. И третье, никто не знает ответов на все вопросы. Взгляд,
который я изложил в этом интервью, является моей личной интерпретацией того, что
же такое каратэ. Каратэ настолько широко и глубоко, что легко потеряться. Вы
должны быть осторожны в поиске своего личного пути, а не просто следовать за кем
бы то ни было.
— Большое спасибо, Скотт, что вы смогли уделить нам время из своего довольно
плотного графика.

© Перевод. Федерация каратэномичи России, 2004