Karatenomichi World Federation
Главная Мастера Ссылки
Мероприятия Организация Гостевая
История Статьи
Связь
KWF logo
ТЕКСТЫ
 
 
Семинар Акихито Исака в Уэльсе 2004

Семинар Акихито Исака в Уэльсе 2004Семинар Акихито Исака в Уэльсе 2004Семинар Акихито Исака в Уэльсе 2004
Меня пригласили в Южный Уэльс потренироваться с сэнсэем Акихито Исака (8 дан) во время его тура по клубам KWF в Великобритании — незабываемые впечатления.
Когда сэнсэю Исака было 45, кто-то, не имеющий отношения к каратэ, сказал ему, что он слишком медленный. Исака сэнсэй спросил, как он может стать быстрее, и ответ был неожиданным: тренировка в замедленном режиме.
И с того момента на протяжении 17 лет сэнсэй исследует технику каратэ посредством медленных движений. Сейчас сэнсэю 62 года (2004 год).
Сэнсэй Исака сказал нам, что до 45 лет он не был заинтересован в преподавании каратэ. Но к счастью теперь он с энтузиазмом преподает этот способ тренировки для всеобщей пользы. Задачей сэнсэя Исака на этом учебно-тренировочном сборе было показать нам чувства движения, необходимые для тренировки базовой техники; упражнения в замедленном режиме должны были позволить нам ощутить эти чувства.
Сэнсэй заметил, что у большинства занимающихся вес тела сосредоточен на пятках, в то время как для лучшего использования центра тяжести нам следует перенести вес на подушечки ступней. Для этого голова, тазобедренные суставы, колени и подушечки ступней должны лежать в одной плоскости. Для начала это положение центра тяжести отрабатывалось из естественного положения (шизэнтай). Он ходил по додзё, проверяя положение каждого студента и исправляя тех, кто прогибался в пояснице и сутулился, чтобы убедиться, что все уловили чувство корректного положения центра тяжести. Он сказал, что мы всегда должны фокусировать свое внимание на правильном положении центра тяжести и на использовании мышц спины и бедер, поскольку именно эти составляющие отвечают за движение.
Из положения шизэнтай мы должны были согнуть колени и присесть, оставляя вес тела впереди и сохраняя положение спины прямым. Оставаясь в этом положении, мы медленно подтягивали правую стопу к левой. Он сказал нам концентрироваться на центре тяжести, использовать мышцы бедер, чтобы движение было плавным и очень медленным; стопы должны быть в постоянном контакте с полом, давление должно сосредоточиваться на подушечках ступней. Затем, используя тот же метод, мы как можно медленнее возвращали правую стопу в исходное положение. Сэнсэй заметил, что мы должны научиться передвигаться, оставляя положение таза на одном уровне.
Следующее упражнение — стопы вместе (хэйсоку дачи), колени согнуты, вращение на 90°, сохраняя стопы вместе и вес на подушечках ступней. Сделав полный оборот, мы стали вращаться в другую сторону. Сэнсэй сказал, что хэйсоку дачи — наиболее важная стойка в каратэ. Сэнсэй обратил внимание на то, что инициатором вращения должны выступать не туловище или руки, а бедра, тогда тело будет вращаться, как единое целое.
Основываясь на предыдущих упражнениях, мы приступили к практике киба дачи. Начиная из хэйсоку дачи, мы поворачивались налево на 90° и скользили правой ногой в киба дачи (так же медленно и плавно, как ранее в шизэнтай). Очень важно, чтобы тело и нога заканчивали движение синхронно. Сэнсэй сказал нам контролировать перенос веса и двигаться как можно медленнее.
Затем из киба дачи мы вращались вокруг правой стопы по часовой стрелке и подтягивали левую стопу к правой, становясь в хэйсоку дачи. Он подчеркнул, что это движение является, прежде всего, следствием вращения, а не отталкивания от пола и подтягивания ноги. Мы повторяли эту последовательность движений, перемещаясь сначала вперед, а затем в обратной последовательности назад. Исака сэнсэй показал нам, что обратное движение из киба дачи в хэйсоку дачи должно быть поступательно-вращательным благодаря работе бедер и перемещению центра тяжести. Он заметил, что в каратэ наша голова, плечи, таз и ноги должны двигаться согласованно.
За киба дачи последовали перемещения из кокуцу дачи в дзэнкуцу даци. Сэнсэй все время напоминал о двух наиболее важных пунктах в каратэ: корректное положение центра тяжести для вовлечения в движение мышц спины и бедер и чувство постоянного контроля над техникой исполнения упражнения. Он сказал, что техника каратэ не всегда должна быть жесткой и быстрой, мы должны уметь изменять силу и скорость.
Следующие упражнения выполнялись в паре: один партнер стоял в дзэнкуцу дачи (ханми), другой — помогал, страховал его. Во всех последующих движениях было очень важно сохранять положение ханми, оставаясь в устойчивой дзэнкуцу дачи.
1. Выполнить наклон туловища вперед, стараясь поместить грудь между коленей.
2. Прогнуться в пояснице и выполнить наклон туловища назад (партнер страхует сзади).
3. Наклониться в сторону передней ноги, стараясь коснуться ее боком.
4. Наклониться в сторону задней ноги.
Все время сэнсэй Исака требовал от нас концентрации на попытке «разделить» таз на 2 половины. Думаю, мы все стали очень внимательны к использованию мышцам, окружающих тазобедренный сустав.
Джон Баркер спросил сэнсэя Исака: «Какие упражнения помогают нам задействовать мышцы спины в большей степени?» Тогда сэнсэй обратился к группе: «Какие мышцы задействуются во время отжиманий в упоре лежа?» Класс ответил: «мышцы плача и предплечья». Затем сэнсэй пошел в угол додзё и начал что-то искать в своей коробке (говорят, он никогда не расстается с ней). Из нее он вытащил две небольшие резиновые циновки и поставил на них дугообразные металлические снаряды, которые он обычно использует для отжиманий. Поставив руки на них, Исака сэнсэй опустился на пол и отжался, выгнув спину, как кот, которому угрожают.
Он сказал, что многие (даже те, кто могут отжаться до 100 раз) недостаточно используют мышцы спины во время ударов руками. Затем он отжался в замедленном режиме (это заняло около 60 секунд). Сэнсэй сказал, что, исполняя это упражнение, очень важно фокусироваться на определенных мышцах, и тогда будет достаточно лишь нескольких повторений. После чего он предложил нам попробовать отжаться таким способом. Во время этого упражнения неподготовленность мышц спины и невозможность сохранить бедра на одном уровне стали очевидными.
Затем, закрепив отягощение на стопе, сэнсэй исполнил удары маэ гэри, маваши гэри и йоко гэри кэагэ. Акцент делался не на бьющей ноге, а на обоих бедрах, задействованных в ударе. Исака сэнсэй заметил, что многие откидываются назад во время исполнения ударов ногами (особенно в верхний уровень), хотя тело должно двигаться в направлении удара.
Исака сэнсэй еще раз заглянул в свою коробку и, улыбаясь, представил нам своего «друга» — резиновый амортизатор, состоящий из двадцати соединенных велосипедных камер. Он сложил его вдвое, прикрепил один из концов к стене и кратко показал, как многие упражняются с эспандерами, привязав другой конец к запястью или лодыжке. Он сказал, что так тренируются мышцы рук или ног. После чего он закрепил эспандер повыше колена и сказал, что это позволяет тренировать именно бедра. Он показал, как с помощью своего «друга» можно отрабатывать упомянутые ранее упражнения в трех стойках, а также важность расслабления перед движением и натяжения резинового амортизатора во время движения от стены в стойку. Опять же была указана важность бедер, мышц спины, положения центра тяжести и движения в замедленном, контролируемом режиме. Настала наша очередь, и мы рассредоточились по всему залу со своими эспандерами. Сэнсэй внимательно осматривал додзё, постоянно помогал, поправлял ошибки и поощрял нас. Его слова «перемещайтесь при помощи бедер», «не бедра, а затем движение, не движение, а затем бедра» отзывались эхом по всему залу, в то время как мы переходили из каждой стойки в хэйсоку дачи.
Следующим упражнением был йоко гэри кэагэ из киба дачи: вынос колена и затем попытка зафиксировать удар. Сэнсэй настаивал на том, что достаточно нанести удар в средний уровень, сохранив при этом правильное положение (носки на себя, вес тела в сторону удара). Практика маваши гэри была такой же, однако маэ гэри исполнялся из положения хэйсоку дачи.
После имитации ударов с резиновым амортизатором стало гораздо проще выполнять те же движения без сопротивления.
Занятие закончилось несколькими упражнениями на растягивание и развитие гибкости.
1. Стоя на коленях, коснуться пола локтями (руки скрещены). В этом упражнении сэнсэй сказал нам фокусироваться на области таза, пытаться «разделить» таз на 2 половины, раздвигая их в противоположные стороны.
2. Сидя на полу, вытянуть ноги вперед (пальцы на себя) и пытаться удлинить ноги, выдвигая бедра.
3. Лечь лицом к полу, протянуть правую руку в сторону (на уровне плеча). Отталкиваясь левой рукой от пола, повернуть тело в сторону правой руки (правая рука не отрывается от пола). Важно, чтобы левая стопа оставалась на полу (левая нога закручена), когда вы смотрите на потолок. Повторить упражнение в другую сторону.
4. На четвереньках положите левую ногу на правую, пересекая их в области колена; затем сядьте назад, сохраняя предыдущее положение и стараясь прижать одну ногу к другой. Чувство должно быть таким же, как в коса дачи. Повторить упражнение в другую сторону.
Методика тренировки в замедленном режиме сэнсэя Исака значительно улучшила наше понимание. Он постоянно требовал от нас полной концентрации, чувствуя положения наших тел и какие именно мышцы мы использовали в тот или иной момент. Он сказал нам, что для повышения нашего потенциала мы должны быть способны управлять своими мышцами; это так же важно во всех видах спорта (хоккей, футбол, танцы). Конечно, очень важно уметь управлять соперником в кумитэ, но не менее важно научиться контролировать себя. Исака сэнсэй сказал, что для 99,9% из нас это нелегко, но мы должны изучить и понять, какие именно мышцы вовлечены в движение, и как проверить то или иное положение.

 
Яндекс цитирования